Все комментарии СОБИРАЕМ ВСЕ - ВЫДЕЛЯЕМ ГЛАВНОЕ Все комментарии

"В провинции надо брать себя за волосы и вытаскивать из болота" - режиссер Павел Остриков

8 февраля 2018 г.
"В провинции надо брать себя за волосы и вытаскивать из болота" - режиссер Павел Остриков
Украинский трагикомедия "Выпуск-97" режиссера Павла Острикова получила номинацию Европейской киноакадемии. Лента будет претендовать на звание лучшего короткометражного фильма Старого света. Телемастер из провинциального городка встречает свою школьную любовь. С женщиной которую не видел 20 лет пытается начать новую жизнь, по сюжету. В Украине "Выпуск-97" уже отметили наградами на Одесском международном кинофестивале и на фестивале "Молодость. Пролог". Павел Остриков рассказывает о фильме и работу над дебютным полным метром. Для фильма "Выпуск-97" вы стали режиссером и сценаристом.. Как появилась его идея? Прототипа главного героя фильма "Выпуск 97" увидел на Подоле в Киеве. Мужчина средних лет продавал возле подземного перехода телевизионные антенны.На меня нахлынули воспоминания из детства. К нам приходил телемастер. Я его воспринимал, как волшебника, который оживлял "мертвый" телевизор. Но со временем эта профессия отмирала. В нашем городе (Красилов, Хмельницкая обл. - Gazeta.ua) телемастера переучиться на современную технику так и не смогли. С каждым годом их становилось все меньше. Единицы держались за профессию, потому что хотели стабильности. Но жизнь такая динамичная, остановившись однажды есть риск, что уже никогда его не догонишь. Это первый раз, когда с персонажа я выстроил целую историю. Хотел показать этого человека, его профессию, быт и глубокуе одиночество. Не приспособленность к современности. Мечты, которые не сбылись. Герои моих фильмов - среднего возраста. Потому что это такой период в жизни, когда человеку трудно что-то изменить и он часто складывает руки. Это важно показывать, чтобы те, кто сталкивается с этой проблемой, не сдавались. Меняли свою жизнь, боролись до конца. В больших городах это легче, потому что ты видишь возможности. А в провинции надо, как барон Мюнхгаузен, брать себя за волосы и вытаскивать из болота. Вы исследуете людей, которые живут в украинской провинции. В нашем кинематографе такой вопрос поднимается не часто, за последние годы в полном метре это была комедия "Припутни" Аркадия Непиталюк. Почему вам интересна эта тема? Я живу в Киеве около 10-ти лет. Пока не чувствую, что достаточно знаю город, для того, чтобы рассказать киевскую историю. В небольшом городке прожил 18 лет, до сих пор часто езжу. Большая часть меня осталась там. Мои герои - люди среднего возраста. Пишу о них, потому что сам боюсь быть на их месте. Средний возраст - возраст кризиса, когда человек должен решить двигаться дальше, или остановиться и сложить руки. Я одинок. Не физически, но такое ощущение возникает у каждого рано или поздно. Хотел показать тех людей, у которых это одиночество зашкаливает. Мне трудно сказать чем живет мое поколение, потому что я среди них - тяжело держать дистанцию. Но я меняюсь, я чувствую, что с каждым фильмом меня интересуют другие проблемы и другие темы. Средний возраст - возраст кризиса, когда человек должен решить двигаться дальше, или остановиться и сложить руки. До "Выпуска-97" было еще 4 фильма. Почему по вашему мнению именно этот получил значительное внимание? "Выпуск 97" - фильм, ставший для меня переломным. Хотя "Голден Лав" сделал всю черную работу. Не было бы его - "Выпуск" был бы фильмом, за который заметили, но не отметили. В конце "Выпуска" герой привязывает любимую к кровати, потому что она хочет уехать. У них был секс, все было хорошо, но женщина решила его бросить. Из-за многолетнего одиночества человек немного сошел с ума. Говорит связанной женщине, что любит ее. Она кричит и пытается освободиться. Он не выдерживает шума. Идет в комнату, где стоит целая стена телевизоров. Включает их. Показывают его любимую программу "Музыкальные поздравления". Возникает какафония с женского крика и душевной песни. Мужчина плачет. Потому что он не маньяк, а в глубоком отчаянии. Многим не нравится такой конец фильма. Потому что 80 процентов картины романтическая комедия, постепенно превращается в какой-то триллер. Такое резкое изменение жанра выбивает из колеи. Зритель героя полюбил, а он стал антогонистом. Но в этим фильм и интересен, что твист в конце меняет настроение. Есть мнение, что в Украине нет хорошего кино не потому, что мы не имеем на него денег, а потому, что нам не о чем сказать. Это так? Первый фильм "Остановка" мы сняли за 1600 гривен. Потратили деньги на бензин и аренду костюмов. Не платили ни съемочной команде, ни актерам. Потому что это был студенческий фильм, и всем было интересно попробовать себя в кино. По сюжету молодые Толик и Илона едут на свадебный пир в Киев. По дороге должны остановиться, потому что невесте надо в туалет. Идут в лес, где девушка высказывает претензии относительно новоиспеченного мужа и его матери. Когда жених решает дать отпор, девушка теряет сознание. Толик бежит за помощью, и когда возвращается Илону не находит. Проблема не в деньгах. Если режиссеру есть что сказать - это можно снять на камеру телефона. Понятно, что качество будет плохое. Но это будет тем шансом, чтобы тебя заметили и дали денег на другой, более качественный фильм. . Проблема не в деньгах. Если режиссеру есть что сказать - это можно снять на камеру телефона. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Если женщине за сорок, чуда не произойдет: обзор фильма "Колесо чудес" Проект вашего дебютного фильма "Ты космос" представили на французском кинорынке Les Arcs Coproduction Villages. О чем будет этот фильм? Как появился его замысел? Когда учился в Национальном авиационном университете, участвовал в фестивале "Студенческая весна". Там есть театральная постановка, которую должен подготовить каждый институт. Мы задумались над тем, что будет, если Земля разорвется на куски, а в космосе останутся люди. Мы показали эту историю очень схематично. Сейчас от нее осталась только идея. В результате получилась такая история: есть Андрей Мельник, космический дальнобойщик, который вывозит радиоактивный мусор с земли в черную дыру. Это долгое путешествие - два года в одну сторону, и два года назад. В Украине он работает на атомную електорстанцию, эта работа считается низкопробной. На корабле он один. С ним только бортовой компьютер Максим, который запрограммирован веселить его и выводить из депрессии. Во время одного из возвращений Земля взрывается. Он счастлив, потому что там его никто не любил и ничего его там не держало. В космосе он был подальше от своих проблем и тревог. Со временем он понимает, что это не жизнь. Запасов у него осталось на три года. В момент отчаяния ему звонят с другого конца галактики. Это Катрин, французский лаборантка со станции "Виола". Они начинают разговаривать. Это история последней любви. Хотелось показать пропасть между людьми. Мне хотелось разогнать их максимально - по статусу, по возрасту, по языку. Он старше, и это его также тревожит. Он не очень красив, не знает французский, она - украинский. Говорят через переводчик. Франция это страна любви и хотелось, если это будет последняя любовь, кто-то из них должен был быть именно оттуда. Франция это страна любви и хотелось, если это будет последняя любовь, кто-то из них должен был быть именно оттуда. В 28 лет вы планируете снять первый полный метр - это очень быстро. Не спешите ли? Очень спешу. С коротким метром я уже задержался. "Миадонна" будет шестым коротким метром и это много. Потому что даже известные режиссеры снимали два-три коротких метра, дальше полный. Или вообще сразу полнометражную картину. Я считаю, что если бы моя воля, полнометражный фильм я снял еще два года назад. Тогда появился продюсер, захотел снять полнометражный фильм с "Остановки". Как выяснилось кино хотели сделать только для того, чтобы отмыть деньги. Но получилось, что у меня не было диплома режиссера и мы не отсняли эту историю. Через месяц все затихло и вернулось к своей прежней жизни. Я ничего не получил, больше по этому вопросу со мной никто не связывался. Полный метр стоит много денег, даже сейчас мы не знаем, соберем ли нужную сумму. Если будет питчинг Госкино то будем подаватимося туда. Кино хотели сделать только для того, чтобы отмыть деньги О чем вы хотите рассказать в "Миадонни"? Будет ли она похожа на предыдущие фильмы? "Миадонна" будет уже шестым коротким метром. С этой лентой планируем подаваться на большие фестивали, но это лотерея. Так же было с "Выпуском-97", никто не думал, что его возьмут в Локарно. В фильме хотел показать магический реализм провинциального городка. Соединить немного мистики, как в "Остановке" и быта "Выпуска-97". По сюжету в браке средних лет жена относится к мужу, как к ребенку. Таких пар много. Женщина готовит мужчине, убирает за ним и не ждет никакой заботы от него. В какой-то момент он превращается в 7-летнего мальчика. И женщине приходится с этим жить. В этом фильме нет поучений, или рецептов, как исправить ситуацию. Я хотел только показать эту проблему. Интересно было исследовать, как влюбленность трансформируется в какой-то другой вид любви. В ваших фильмах сочетаются юмор и внутренняя тоска. Как достигаете такого эффекта и какой реакции ожидаете? Когда люди узнают, что я комик, то думают, что и в жизни я всегда веселый. На самом деле это не так. Для меня трагикомедия - идеальный жанр. Потому что в нашей жизни один за другим идут моменты веселые и грустные. Мне не нравятся фильмы, в которых совсем нет шуток, "потому что мы снимаем драму". Юмору есть место в каждом фильме, где-то больше, где-то меньше. Не нужно искусственно создавать чистые жанры. Лучше, когда их смешивают. Лучшего жанра, чем трагикомедия, не придумали. Ты можешь посмеяться, а в конце остается о чем подумать. "Ты - космос" тоже трагикомедия. И следующие фильмы я буду снимать в этом же жанре за редким исключением каких-то экспериментов. В коротком метре можно снять чистую драму. Там короткий промежуток времени и на самом деле может такое случиться, что за 15 минут ничего смешного не будет. В полном метре это странно. Лучшего жанра, чем трагикомедия, не придумали. Ты можешь посмеяться, а в конце остается о чем подумать. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ад в раю: обзор фильма "Субурбикон" Вы по образованию юрист, и начали снимать кино. Как этому научились и нужно ли в современном мире университетское образование, чтобы стать успешным режиссером? Я до сих пор не считаю себя режиссером. Просто боюсь, что другие работая над моим сценариям, будут снимать не те истории. Снимать кино трудно, и особого образования для этого не требуется. Это на счет сценария. С режиссурой сложнее. Техническую часть изучить все же пришлось, и не скажу, что это было интересно. Я много читал книг. Самая простая и действенная - американского сценариста Роберта Макки "История на миллион". Она научила создавать сценарии без сюжетных дыр и пробелов. Просмотры фильмов тоже хорошая школа. Ты на каком-то интуитивном уровне начинаешь чувствовать как нужно рассказывать историю, понимать, что важно, а что нет. Фильм "Нефть" Пола Томаса Андерсона я стараюсь просматривать перед каждой съемкой. Потому что мне нравится его символизм, как играют актеры, динамика и темпоритм. В длинных кадрах Андерсона чувствуешь реальность. Человека можно показывать с разных ракурсов, и зритель не понимает, почему должен видеть героя снизу или из-за кактуса, если можно прямо смотреть и ничего не пропустить. Чувствовать, что история происходит здесь и сейчас. Это дает много возможностей для актеров. Они играют на полную, нету пауз в моментах, когда они идут, говорят, думают. Главная проблема сделать эти кадры динамичными. Я до сих пор не считаю себя режиссером. Просто боюсь, что другие работая над моим сценариям, будут снимать не те истории О чем сейчас должны говорить в украинском кино? Я не актуальный режиссер и не гонюсь за этим. На фестивалях трудно заметить какую-то тенденцию, кроме базовых вещей, которые есть в каждой стране. Каждый человек любил, чувствовал одиночество, страдал. Если бы мне пришла в голову история о АТО, то я бы ее снял. Но сесть и сказать что мне нужна история о АТО, потому что это актуально, я не могу и никому бы не советовал. У меня идея приходит спонтанно. Даже жанр, как комедия или драма я себе не определяю. Это вытекает из моего самоощущения. Гнаться за актуальностью событий не стоит. Нужна дистанция, чтобы отразить это более реально и интересно. Сейчас, как и всегда, интересная история простых людей, даже если они происходят на фоне больших событий. Лучшие фильмы о войне это те, что ее не показывают. Например фильм "Двадцать дней без войны" Алексея Германа. Война там, как военные события, совсем немного показывается в начале и в конце. Но основные события происходят без нее. Это лучше передает атмосферу, чем если бы весь фильм продолжалась стрельба. По Голливуду видно , что сейчас интересуются историями из настоящей жизни. На самом деле это документальные истории, которые превращают в художественные. Сейчас грань между документальным и художественным кино стирается. И возможно в будущем нас ждет их симбиоз. В киевском кинотеатре "Оскар" состоялась презентация фильма "Легенда Карпат" режиссера Сергея Скобуна. Историко-приключенческий фильм рассказывает о главаре освободительного движения карпатских повстанцев в XVIII веке. В фильме он предстает носителем национальной идеи. Олицетворяет законы гор и справедливости.
Газета.ua