Все комментарии СОБИРАЕМ ВСЕ - ВЫДЕЛЯЕМ ГЛАВНОЕ Все комментарии

"Умная балерина никогда не оставит пуанты без присмотра" - прима Наталья Мацак

8 февраля 2018 г.
"Умная балерина никогда не оставит пуанты без присмотра" - прима Наталья Мацак
17 февраля в Национальной опере Украины состоится показ классической постановки балета "Баядерка" австрийсього композитора Людвига Минкуса. Главные партии исполнят канадский танцовщик Мэтью Голдинг и украинская прима Наталья Мацак. Она рассказывает о реалиях современного балета. Вашим первым серьезным достижением стало Па-де-Труа в балете "Баядерка". Какие воспоминания у вас остались? Танцуя сейчас в этом балете, чувствуете ли вы какую-то разницу? Мне было 18 лет. Через две недели, после того, как я пришла в театр, танцевала трио в акте теней. Тогда у меня не было никаких впечатлений об этом балете. Было страшно и нервно. Хотелось станцевать как можно лучше, чтобы получить билет в будущее. На этот раз буду танцевать мою любимую партию Никии. Сейчас это работа на большом опыте впечатлений. И основные части этого балета во всем мире остаются неизменными. Я танцевала с разными партнерами в различных театрах. Каждый вкладывал что-то свое - видение и опыт. Вы гастролировали и вас приглашали в разные страны мира. Чем отличается украинская школа балета от подходов на Западе или Востоке? Украинская школа балета очень отличается от того, что делают в мире. На западе акцент идет на ноги, в России - на руки. Французы уделяют внимание стопам, американцы более спортивные. Но когда артист много ездит, он становится воплощением всего и сразу. Украинские танцовщики очень эмоциональные, иногда им не хватает сдержанности и академичности. ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Женщина подарила сопернице цветы с ядовитой змеей Партия в каком балете для вас стала самой важной и почему? Важна только та партия, которую готовлю на сегодняшний день. Моя манера меняется от того, в каком коллективе танцую и с кем. Помню "Баядерку" с Вадимом Мунтагировим (премьер Королевского балета, Лондон, Великобритания. - Gazeta.ua) в Париже. Там есть сцена, когда баядерке Никии после выступления принесли корзину с цветами. Она радуется, потому что думает, что их прислал любимый - воин Солор. Но из-под листьев выползает змея и жалит красавицу. Подарок на самом деле отправила дочь раджи. Я никогда не думала, что в сцене со змеей партнер может дать такой посыл. Поражая сдержанно показал стресс. Не люблю, когда артисты слишком эмоциональны. Лучше, когда они вкладывают больше смысла в движения и взгляд. Балет в представлении большинства не очень популярен среди зрителей. Надо что-то делать, чтобы распространить его популярность массово, или он должен оставаться нишевым искусством для изысканной публики? Ранее военных учили играть на фортепиано. Это делалось для всестороннего развития. Такие виды искусства, как классическая музыка, балет, опера воспитывают чувство прекрасного. Не надо думать, что если вы не учились восемь лет в хореографическом училище, то ничего не поймете в балете. Надо просто идти в театр и пытаться получить наслаждение. Проще будет, если перед этим что-то почитаете о постановке. Культурное развитие страны должно быть на первом месте, если мы хотим жить в адекватном социуме. Чтобы украинцев уважали и ценили за рубежом. Человек не можете только пить, есть и работать, должно быть еще что-то для души. Как бы ни пытались придумать новый велосипед в музыке, делают это на основе классики. В балете есть много современных направлений. В мире они давно, в Украине - только начинают появляться. Молодежь этим очень интересуется. В балете есть такой нюанс - если ты классик, то ты всегда можешь научиться модерну. Но не наоборот. Сейчас модно вести здоровый образ жизни - йога, диеты. Появился даже боди-балет. По сути это урок классики - то, чем мы занимаемся ежедневно, чтобы подготовить тело к работе. Это очень распространено в Европе. Мужчины и женщины приходят и занимаются танцами для хорошей осанки и лучшего кровообращения. После этого начинают посещать театр, потому что он кажется им более доступным и понятным. На самом деле на сцене мы работаем для того, чтобы приподнять зрителя над его проблемами, подарить ему умиротворение. Человек, которому не очень интересно смотреть танец, может сидеть и слушать оркестр. К тому же это живое искусство. Каждый спектакль, даже если это одна и та же постановка, меняется. Это зависит от самих исполнителей, их настроения, сегодняшней манеры. Оркестр так же играет по разному. Это человеческий фактор и всегда эксклюзив. Человек не можете только пить, есть и работать, должно быть еще что-то для души Были какие-то курьезы во время выступлений? Как вы себя ведете в таких ситуациях? От того, что скользнула нога, я несколько раз падала на сцене. Мы танцуем на пластике. Он проклеен скотчем сверху и изнутри. Бывает разного качества - очень скользкий, или вязкий, что к нему прилипаешь. Когда падаю и лечу, то стараюсь собраться. Слежу за тем, чтобы не получить травму и принять соответствующее положение. В этот момент мне всегда смешно. Бывает, что партнеры могут ударить друг друга, порвать костюмы. У меня был спектакль "Щелкунчик" в пятитысячном парижском зале. В сцене, когда Дроссельмейер поднимает Машу, его костюм пуговицами зацепился за мое платье и содрал пол юбки сзади. Я не знала, как себя прикрыть. С одной стороны, понимала, что должна продолжать спектакль, а с другой, что это невозможно. В результате я старалась не поворачиваться к зрителям спиной, а станцевать надо было еще половину акта. Иногда во время паузы в зале кто-то чихает. Обязательно в драматический момент, когда герои клянутся в вечной любви или умирают, тогда смеются все - и танцоры и публика. Ходят слухи о конкуренции между балеринами. Вы с этим сталкивались? Существует ли какая-то иерархия? Я очень люблю конкуренцию. Она мотивирует и заставляет тебя двигаться вперед. В танцовщиков нет праздников и почти нет выходных. У меня последние годы было много коллективов. Каждый раз оказываюсь в среде иного восприятия. На меня обращают максимальное внимание, и я всегда должна доказывать, что лучшая. Для лидеров невозможно работать в среде, где нет конкуренции. Она есть всегда, но не такая агрессивная, как показал режиссер Даррен Аронофски в фильме "Черный лебедь". Умная балерина никогда не оставит пуанты без присмотра. Это элементарная внимательность. Есть люди, которые не могут справиться с эмоциональным давлением и собственным эго. Не раз перед спектаклями не находила вещь, которая мне необходима для выхода. Так расшатывают нервную систему. Однажды мне подрезали одну из трех нижних юбок. Заметила не сразу. Они из шифона - очень тонкие. До сих пор не знаю, кто и почему это сделал. Выступала так, как было. Умная балерина никогда не оставит пуанты без присмотра. Это элементарная внимательность Вы получили звание Заслуженной артистки Украины. Что это дает по факту в современных реалиях? Какая награда для вас стала самой важной? Каждая награда важна, потому что это результат профессионального этапа и большой работы. Я рано вышла на большую сцену, много гастролировала, поэтому не сразу почувствовала потребность посещать конкурсы. Я балерина не конкурсная, потому что очень эмоциональная. Награды получают технические артисты. Главное - это самообладание. Не всегда те танцовщики, которые получают первые места на конкурсах, действительно лучшие. Это те, кто смог справиться со своими нервами и сделать в эти минуты нужный результат. Ранее на конкурсах было крепкое жюри. Там сидели профессионалы со всего мира, от вида которых охватывала дрожь. Премии, которые я получала за тот период, важнее, чем первые места, которые есть сегодня. Артистов со званием ранее было очень мало, и это было весомо. На сегодняшний день в этом вопросе много коммерции. Звание получают люди, которые не имеют никакого профессионального статуса. Я стала Заслуженной артисткой Украины в 26 лет. Мне об этом сообщили в Германии на гастролях перед спектаклем. Через два часа был балет "Лебединое озеро", и я его ели станцевала. Потому что получила почти нервный срыв от неожиданности. Сейчас, если мне представляют человека со словами "народный артист", это ничего не скажет о его профессионализме. Потому что только те места , где ты работаешь, приглашения, имена партнеров говорят об уровне. В Европе, да и всем мире о наградах даже не спрашивают, это лишь часть твоего резюме. Сейчас, если мне представляют человека со словами "народный артист", это ничего не скажет о его профессионализме Балетом начинают заниматься в юном возрасте. По сути решение отдать жизнь балету принимают родители. Как это произошло у вас? Я с 4 лет танцевала в разных коллективах, но только для развития. Педагог посоветовала родителям отдать меня в хореографическое училище, когда мне было 10. Я мучилась страшно. Потому хореографическое училище - это не танцы, а труд. Меня поставили к станку, первые годы я занималась изучением технической стороны, батман, плие, фуэте - основам. И это очень скучно, особенно для ребенка, который привык танцевать в ярких костюмах и получать удовольствие. Там его не было. Это пахота - каждое движение нужно отрабатывать много раз подряд, монотонно и долго. В голове все время стоял вопрос: "А когда мы будем танцевать?". Я долго не могла понять, что там делаю. В 9 классе меня хотели отчислить, потому перестала работать. Мне было просто не интересно. Но на первом курсе поняла, что уже никуда не пойду - ни в гимнастику, которая страшила травмами, ни в фигурное катание. Выпустилась на отлично. В театре меня ставили на небольшие, но сольные партии. У меня были хорошие педагоги, дали возможность разобраться в себе, преодолеть страхи. Есть ли какие-то качества, без которых не стоит начинать карьеру балерины? Балерина должна понимать, что она хочет в профессии. Некоторые до конца карьеры танцуют в кардебалете, достаточно успешно, и их это устраивает. Надо понимать, что балет - это эстетически красивое искусство, и надо сделать все возможное, чтобы своим появлением его не испортить. На каком бы месте ты не стоял, должен быть лучшим. Главное - самодисциплина. Я человек достаточно ленивый. Не могу хотеть работать стабильно, но приходится. Большая часть жизни - это работа через "не могу". Я недавно приехала с гастролей. Отработала 17 "Щелкунчиков" за 14 дней. На сценах, которые в полтора раза больше, чем в украинских театрах. И это очень утомительно, потому что ты ее всю должен обежать. Со временем научилась себя аккумулировать. Балет - не только большая физическая, но и психологическая нагрузка, эмоциональная отдача. Иногда зритель возвращает эти эмоции, когда после спектакля тебе аплодируют так, что стены дрожат. Тогда открывается второе дыхание. Не могу хотеть работать стабильно, но приходится. Большая часть жизни - это работа через "не могу" Для освоения вашей профессии надо прикладывать титанические физические усилия. Получали ли вы какие-то травмы? Как убеждали себя двигаться дальше? У артиста балета болевой порог не адекватен. Мы привыкли просыпаться с болью, работать с ней. У кого проблема со спиной, у кого - с коленями или стопами. Ближе к концу карьеры солисты становятся как медики. Знают любые лекарства от своих профессиональных болезней. Умеют тонизировать мышцы, снимать воспаление. Ты можешь перелететь океан и в тот же вечер танцевать. Должен уметь очень быстро быть в тонусе. Когда-то я танцевала в Михайловском театре "Лауренсию". Имела лишь 5 дней на подготовку спектакля. Он тяжелый - много прыжковых комбинаций плюс актерская игра. За окном лето. Через ужасную жару мышцы были в два раза больше. Самый быстрый метод - погрузить ноги в ведро со льдом. А в перспективе только правильное питание и много воды. Я видела много ног балерин, иногда сама не выдерживала этого зрелища. У многих деформированные пальцы. У мужчин тоже такое происходит, несмотря на то, что они работают в балетках и в прыжках приземляются на подушки пальцев. Больше нагрузок, наверное, только у шахтеров. Зритель не видит, чем занимается артист, когда не танцует на сцене. В перерывах между выходами мы не останавливаемся, потому что нельзя остыть. За кулисами все продолжают танцевать, двигаться. Я видела много ног балерин, иногда сама не выдерживала этого зрелища Самое известное балетное движение - фуэте. Первой русской балериной, что повторила 32 фуэте, стала Матильда Кшесинская, о ней там недавно вышел фильм. Как вы его осваивали? Сколько фуэте максимально когда-то выполняли? По сравнению с прошлым веком, балерины стали выше. Увеличиваются физические возможности. От этого страдает техника. В Европе не поймут, если ведущая балерина не крутит 32 фуэте. Те, кто не может, оправдываются тем, что Майя Плесецка делала только 16. Но она была одна такая, не надо примазываться. Когда мы выпускались, некоторые делали и по 64 фуэте. Это движение дает нагрузку на вестибулярный аппарат, влияет на концентрацию. Можно на офисном стуле покрутиться минуту и понять на долю процента, что происходит в голове балерины. Ранее в театре статус примы был у 1-2 балерины. Они владели всем репертуаром. Не каждая имела право танцевать "Лебединое озеро", или "Баядерку". Единицы могли быть совершенно разными во всех спектаклях. Потому что это разные эпохи по сюжету, манерами, возрасту и статусу персонажей. Облегчать техническую сторону выполнения только для того, чтобы выйти в центр сцены и стать - не позволено. Потому что с каждым несовершенным движением постановка распадается и теряет свою ценность. Можно на офисном стуле покрутиться минуту и понять на долю процента, что происходит в голове балерины ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Фотограф показал соблазнительных балерин в невесомом танце Есть такая традиция - продавать костюм балерины, по окончании ее карьеры. Зачем это нужно? Покупали вы чью-то пачку? Как только ты приходишь в театр, нет возможностей купить хорошие костюмы. Мы делали их из того, что нам предлагал театр. На меня переделывали платье на уличную танцовщицу с "Дон Кихота" с костюма заслуженной артистки Яны Гладких. Это был черновой вариант костюма - для зрителя он выглядел просто фантастически, но если его вывернуть и посмотреть из чего он был собран, можно было ужаснуться. Это всегда какое-то особое счастье получить чей-то костюм. Многие хотят именно мой костюм. Я еще в нем танцую, а они подходят и просят его купить, или какую-то его деталь. Я предлагаю рассказать где можно достать такой же, но они хотят именно мой, с моей энергетикой. По крайней мере так это объясняют. Многие дети, ученики, выпускники покупают пачки, и для них это вдохновение. Надевая пачку чувствуют себя лучше, чем они есть - это приятно. Как долго планируете танцевать? Чем планируете заняться дальше? Наша профессия очень изнашивает организм. Многие балерин в 25 уже не в состоянии что-то делать. Кто-то танцует до 50, если позволяет физиология. Все индивидуально. Танцевать буду насколько мне хватит вдохновения, энергии и здоровья. И пока буду видеть в этом смысл. Потому что работать, не получая удовольствие, не дотягивать до нужного уровня, мне не приятно. В Киеве состоялось выступление примы-балерины Берлинского театра "Яна Саленко и звезды мирового балета".
Газета.ua